Главная
> Италия
> Паломнические курорты
> Базилика Св.Николая
Базилика Св.Николая
![](news_im/1250179467.jpg)
![](news_im/1250179524.jpg)
![](news_im/1250179553.jpg)
Базилика святителя Николая была возведена в 1087-1105 годах специально для размещения перевезенных из Мир Ликийских (на территории современной Турции) в Бари мощей святителя. Базилика возведена в типично романском стиле. По внешнему облику она напоминает скорее крепость, чем церковь. На территории базилики расположены четыре двора, ранее закрытых для публики и использовавшихся для проведения ярмарок в праздник святого Николая.
Базилика была построена на территории двора катапана, наместника византийского императора во времена, когда Бари был столицей южной Италии (970-1071 гг.).
Владычество Византии держалось здесь долго, пока воинствующие нормандцы стали вытеснять византийцев. 15 апреля 1071 г. после трех летней осады, в Бари вошел Роберт Гвискард. Он устремился дальше на помощь брату в Сицилию... В январе 1072 г. они взяли Полермо, положив конец двухвековому господству мусульман. Жители Бари, утратив статус города-столицы, решили оживить торговлю, привлечь сюда людей и перенесли (фактически похитили у сарацин) в 1087 г. из Мир Ликийских (ныне Турция) мощи св. Николая. Присутствие мощей сразу привлекло множество паломников, т.к. в то время, Николай, был самым почитаемым святым.
Перенесение св. мощей, в котором участвовало около 70 моряков (62 - жителя Бари), год спустя было описано Никифором и Иоанном Архидияконом. Прибытие мощей святителя вызвало разногласия между архиепископом Урсоном и городской знатью, которые уладил аббат бенедиктинец Илья, ему и было доверено строительство величественной базилики.
Существуют три версии истории строительства базилики. Согласно Краутхаймеру, первоначальный проект не был сохранен и в ходе строительства произошли существенные изменения. По мнению Скетини, сама базилика представляет собой перестроенный дворец византийского катана. Белли де Элия считает несомненным наличия единой концепции в строительстве, длившемся целое столетие и завершенном в 1197 г. освящением храма.
Аббат Илья предложил архитектурное решение сочетавшее элементы византийского зодчества, привлек художников, гармонично соединивших византийский стиль с "гуманистической" концепцией норманнов.
1 октября 1089 г. по окончании проводившегося в Мелфи Собора, Бари посетил папа Урбан II, который перенес св. мощи Николая под центральный алтарь крипты, старинного зала катапанов с византийскими колоннами и капителями.
Все стены базилики были возведены еще при аббате Илье (+1105 г. похоронен в храме), но отделка производилась при его приемнике аббате Евстратии (1105-1123 гг.).
Перед началом работ Евстратий добился гарантии автономного управления от епископа г. Бари у папы Пасхалия II.
В скульптурном завершении базилики аббату помог князь Гримоальд Альферанит, всемогущий правитель города в 20-е гг. XII в. В 1156 г. Бари был разрушен Вильгельмом Злым, но храм не пострадал, и 22 июня 1197 г. был освящен епископом и императорским канцлером Конрадом Гильдесхаймом.
В период Гогенштауфенов (швабский) в архитектуре собора не появилось ничего примечательного.
Церковь достигла наибольшего расцвета при Карле II Анжуйском (1285-1309 гг.). В дар церкви он передал три города, 22 богослужебные книги и церковную утварь.
Во время Роберта Мудрого (1309-1343 гг.) для создания фамильных капелл были возведены наружные арочные пролеты. Это оживило внутреннее пространство и придало единообразие внешнему облику базилики.
Период правления Арагонской династии (1435-1501 гг.) отмечен новыми архитектурными (арки) и живописными композициями (картины Виварини и триптих Рико из Кандии). Три арки центрального нефа были построены после сильного землетрясения 1456 г. XVI в. завершился строительством грандиозной гробницы Боны Сфорца - герцогини Бари и королевы Польши.
Автономия базилики позволили проводить на ее дворах ярмарки во время празднований дня св. Николая в мае и декабре, когда Бари посещали многочисленные паломники.
Многочисленные реставрационные работы проводились в сер. XVIII в и были возобновлены в XIX, но лишь в 1928-1930 гг. базилика обрела современный вид, стремящийся воспроизвести ее первоначальный облик. Были устранены все изменения, произведенные позднее XVI в., включая капеллы в стиле барокко, фрески центральной апсиды, но утрата большей части древних росписей XII в. уже не восполнить.
![](news_im/1250179730.jpg)
![](news_im/1250179805.jpg)
![](news_im/1250179864.jpg)
Внешне трехнефная базилика св. Николая напоминает скорее замок, чем церковь (т.к. во время норманцев она была и крепостью). Четыре двора, которые окружают базилику, были в древности закрытыми, т.к. духовенство предоставляло их торгующим для Свято-Никольских ярмарок.
Все фасады собора имеют декоративное убранство в виде арок, барельефов, скульптур, колонн и полуколонн, ажурно украшенных окон и дверей, надписей и мемориальных досок (особенно в интерьерах).
Во дворе катапана ранее были расположены церкви, посвященные святым: Димитрию, Евстратию, Святой Софии, свв. Стефану и Георгию. Единственной не снесенной церковью во время строительства базилики была в честь св. Георгия, X в., которая хорошо сохранилась.
Главный западный фасад храма св. Николая как бы заключен двумя мощными башнями (Византийской и Норманской (колокольня)) и устремлен ввысь благодаря выступающим пилястрам, делящими его на три части, соответствующие трем нефам. Центральный - самый высокий и имеет остроконечный портал. Здесь много слепых арок и парных окон. Все скульптуры украшавшие фасад были сняты и установлены в др. месте.
Длина каждого нефа храма 58 м, ширина центрального 26 м, каждый из боковых по 9. В правом нефе находится капелла св. Иеронима. В Норманской башне размещена капелла свв. апп. Петра и Павла. Размещена здесь и капелла св. Анны (ранее св. ап. Матфея).
Левый неф. Здесь капелла св. Филлипа, св. Ианнуария (бывшая св. Марка и Св. Троицы), св. Марии Магдалины.
В поперечных нефах размещены алтарь в честь свв. Севастьяна, Мартина и разные иконы и картины св. Николая.
В центральном алтаре над престолом размещен киворий (открытая часовня) на колонах с капителями.
Потолок базилики расписал в 1661-1673 гг. художник Карл Роза. Пол богато украшен мозаикой и мраморными плитами.
![](news_im/1250179940.jpg)
![](news_im/1250180034.jpg)
![](news_im/1250180071.jpg)
Крипта (30,69 Х 14,81 м) или подземная церковь, находится под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Крестовые своды поддерживают 26 колон. Здесь и находится гробница св. Николая. Представляет собой престол, под которым находятся св. мощи (ниже уровня пола и закрыты со всех сторон железобетонными блоками), можно прикоснуться к этому месту через небольшие врата в жертвеннике. Мощи много веков источают жидкость (называемую манна, св. миром, олеумом, унгуентумом, мироном). В действительности это вода особой чистоты. Лежащая у основания плита имеет небольшое углубление в центре, что и позволяет собирать миро (один раз в год 9 мая). Много людей получают здесь исцеления...
С 1951 г. базилика св. Николая принадлежит монахам ордена доминиканцев. Но есть в храме и православная капелла св. Николая.
Множество паломников со всего мира ежедневно прибывает в Бари почтить великого святителя (особенно в дни памяти святого), помолится, прикоснуться к чуду и получить исцеление души и тела.
![](news_im/1250180180.jpg)
![](news_im/1250180295.jpg)
![](news_im/1250180340.jpg)
Ежегодно с 7 по 9 мая (в годовщину перенесения мощей Святителя) в городе Бари устраивается фиеста святого Николая - грандиозный праздник с концертами, парадами, фейерверками, народными гуляньями. Из базилики св. Николая выносят хранящееся там скульптурное изображение святого, в сопровождении длинной процессии относят в порт, где погружают на корабль и отправляют в символическое плавание. По возвращении изображение Святителя Николая торжественно проносят по главным улицам города, а затем возвращают на место.
А после вечерней мессы 9 мая, возглавляемой архиепископом Бари, приор доминиканской общины достает специальным черпаком истекающую от мощей жидкость и распределяет ее по флаконам. Ее количество незначительно, и поэтому часть этой «чистой манны» (manna pura) сохраняется для храмов и общин, особо почитающих св. Николая. Другая ее часть распределяется по емкостям с благословленной водой - тем самым, пусть и разбавленное, миро доходит до тысяч богомольцев из десятков стран, стекающихся к Барийской базилике.
Миро можно получить в небольшой лавке рядом с базиликой, называемой «залом пожертвований» (sala delle offerte). Напомним, что во флаконах там - святая вода с капельками «чистой манны», ее можно пить, а также мазать пораженные болезнью участки тела
|